Определение "китч-интерьер" появилось относительно недавно и означает оно новомодную категорию интерьеров. Основной идеей китча является насмешка над историей и художественными традициями, вкусами и стилями. Это своего рода нигилизм в архитектуре, отрицающий все ее предыдущие достижения. Когда откровенная безвкусица становится принципом выбора, а бьющая в глаза несочетаемость цветов и предметов интерьера - его основной отличительной чертой. Например, позолоченная лепнина по карнизу, на ярко-синем потолке - крупные блестящие звезды, у стен симметрично стоят кадки с пальмами, а пол выложен керамической плиткой с восточными мотивами.

На рынок выплеснулась масса дешевых подделок под дорогие респектабельные вещи, с помощью которых наивные потребители кинулись сооружать у себя дома «богатые апартаменты». Идея оказалась настолько проста и эффективна, что любители внешних эффектов с удовольствием пользуются приемами китча по сей день. Профессиональные дизайнеры тоже иногда обращаются к стилю китч – чаще всего, чтобы повеселить публику. В результате на выставках дизайна появляются предметы-пародии – такие, например, как огромная люстра, собранная из стеклянных полок, на которых стоят плафоны в виде хрустальных ваз, остроумно названная ее создателем Филиппом Старком «Шрамы роскоши».

Вещи в стиле китч входят в моду, когда старые образцы хорошего тона приедаются и вызывают тоску, а новая эстетика еще не сформировалась. Исторически это обычно совпадает с какими-то кризисами: социальными или экономическими, когда обстановка становится нестабильной, а общество ждет перемен. И поэтому мода на вещи в таком стиле достаточно кратковременна. Как правило, китч рождается от чрезмерного богатства и пресыщенности или, наоборот, от вопиющей, бросающий вызов бедности. Но в любом случае - это стремление эпатировать, таким образом, проявив свою неординарность. Китч от богатства рождается еще и как реакция архитекторов на необходимость следовать вкусам некоторых заказчиков, имеющих специфическое представление о стиле и красоте.

Когда все попытки профессионала-дизайнера убедить такого заказчика в, скажем, рискованности воплощения в жизнь его пожеланий разбиваются о твердую уверенность того в своей правоте и собственном исключительном вкусе. Вообще, как правило, излюбленной темой стиля китч являются псевдоисторическая архитектура и интерьеры. Остроконечные башни и башенки загородных коттеджей в обилии "украшающих" такие произведения, узкие готические окна в сочетании с современными жалюзи и рулонными ставнями, и соответствующее внутреннее убранство: огромную "рыцарскую" гостиную украшает электрический камин. Все это типичный китч, но не ироничный, а серьезный. Когда хозяин не то, что не замечает подделок, он уверен, что они производят впечатление подлинников. Такой китч, возникающий от неумелого подражательства благородным образцам, уходит своими корнями в далекое прошлое.

Это стиль провинциальных дореволюционных гостиниц, стремящихся походить не иначе, как на "Асторию" в Петербурге. И тогда бархат заменяют на плюш, позолоченные багеты - на толстые лепные рамы, покрытые бронзовой краской "под золото", а "картины" заказывают у базарного мастера, с непременным сохранением сюжета. Мраморные барельефы стен и колонн можно нарисовать, чем тратиться на настоящий благородный камень. А вот проделав все это, можно наслаждаться скопированной красотой и кичиться собственным "богатством".

Так что русский аналог слова китч существовал давно и, что самое интересное, довольно точно отражал смысл понятия. Помимо китча, возникающего как подделка под "благородство" на полном серьезе, есть, как мы уже говорили, китч как стиль в искусстве. Его суть в осознанном стремлении к созданию вещей-отрицаний и произведений-насмешек. Это как раз то чувство, которым руководствуются даже известные мэтры-дизайнеры, с юмором создавая иногда шедевры-пародии. Ну, а в обычной жизни намеренно поддерживаемый стиль китча – достаточно редкое явление, которое, как правило, свидетельствует о своеобразном чувстве юмора хозяина дома.

Собирая предметы с китчевой атрибутикой (к ней относятся сердечки и надписи «I love», звездочки, бантики и розы, котята, Микки Маус и другие персонажи мультиков), любитель поп-культуры в душе посмеивается над своей коллекцией и воспринимает ее как разновидность кунсткамеры. С каждым новым приобретением он не перестает удивляться: неужели пропасть дурного вкуса может оказаться еще более глубокой?! Классика жанра: китч от бедности. В нашей стране китчу пришлось пережить нелегкие годы: советские социологи записали его в разряд «буржуазной массовой культуры» и строго корили за безвкусицу и мещанство. Старое поколение помнит нещадную борьбу со слониками на комоде, атаки сатириков на коврики «с лебедями» и гипсовые копилки в виде сидящих кошечек.

Между тем китч, несмотря на все нападки со стороны государства, выстоял! Народ послушно выбросил на помойку слоников и лебедей, зато стал массово украшать жилище хрусталем – как настоящим, так и поддельным (в виде знаменитых люстр «Каскад»). А уж ковры – так это был вообще вопрос социального статуса: если у тебя есть ковер (а лучше два-три) – ты уважаемый человек.